Germostroy.ru
Режим работы:
пн-пт : 07:00-16:30
  +7(903)136-66-75
+7(495)229-41-87
+7(495)483-72-94
germostroy@rambler.ru

Мозайка в доме

От древнего Рима до наших дней

Елена ЛИХАЧЕВА

Так, по одной из версий, переводится с латыни название древнейшей техники декоративно-прикладного искусства. Художественная мозаика, тысячи лет назад украшавшая стены дворцов и храмов, переживает второе рождение. Ее популярность можно объяснить тем, что в зависимости от технологии и материала подобная композиция способна стать изюминкой или изящным дополнением любого интерьера.

Именно о технологиях и пойдет речь в нашей статье. Но для начала немного истории. Изобретением мозаики мир обязан древним грекам. Античные мастера бережно хранили секреты ремесла, и широкое распространение этот вид отделочных материалов получил лишь в эпоху поздней Римской империи. Римляне выкладывали великолепные панно из маленьких кубиков непрозрачного плотного стекла (смальты) или мелких камушков. Кстати, именно изобретение смальты позволило широко использовать мо¬заику для художественной отделки архитектурных сооружений. Своего расцвета искусство достигло в конце XVI века. Это время рождения знаменитой флорентийской мозаики. Ее особенность состоит в том, что основу будущей картины составляет естественный, природный рисунок камня, причем мельчайшие элементы композиции тщательно подогнаны друг к другу. Сегодня список материалов значительно расширен. Помимо природного камня и смальты активно используют керамику, искусственный гранит, венецианское стекло, металл, даже золото и платину.

Начнем обзор с тех материалов, о которых уже немного сказано. Итак, смальта, или глушеное стекло. Разумеется, технология его изготовления отлична от применявшейся во времена Византии. Однако это нисколько не влияет на производимый эффект. Современную смальту получают в результате прессования мелких частиц плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800 градусов в течение суток. Высокое содержание пигментов и длительный цикл производства делают смальту дорогим удовольствием, зато среди ее несомненных достоинств - насыщенный цвет и гладкая, приятная на ощупь поверхность, ухаживать за которой значительно легче, чем, скажем, за стеклянной. Устойчивость к абразивному износу расширяет область применения. Такие рисунки смело можно укладывать в коридоре, на кухне или вокруг бассейна.

Стекло - наиболее распространенный материал для отделки бассейнов. Оно не поглощает воду, не поддается воздействию химических реагентов и многих неорганических и органических кислот, которые могут входить в состав моющих средств, цвета не выгорают. Морозоустойчивость стекла позволяет облицовывать им открытые замерзающие бассейны. Кроме того, подобное украшение устойчиво к перепадам температур в диапазоне порядка +15...+145 градусов, что позволяет использовать его, скажем, для облицовки каминов (разумеется, лишь снаружи!). С другой стороны, стекло - вещь хрупкая, так что не стоит ронять на узорный пол, к примеру, тяжелые металлические предметы.

Цветовая палитра исключительно разнообразна. Тот или иной цвет получают при добавлении определенных компонентов в исходную смесь. Чем больше добавок и чем они дороже, тем выше стоимость изделия. Производители цветной мозаики даже делят цвета по ценовым категориям, причем разница составляет 10-40%. Стеклянная мозаика может быть прозрачной и непрозрачной. Последнюю производят двумя способами: добавляют в цветной расплав порцию мельчайшего белого песка или сильно увеличивают концентрацию красителя. Второй способ более дорогой, но изделие при этом выглядит гораздо лучше. Традиционный размер модулей (модуль, или чипе, - элемент мозаики) - 20x20 мм, при желании можно подобрать элементы нужного цвета и размером 10x10. Однако десятимиллиметровые, как правило, применяют для панно или декора, так как в качестве фона это не очень красиво и почти в два раза дороже.

Помимо природного камня и смальты активно используют керамику, искусственный гранит, венецианское стекло, металл, даже золото и платину.

По многим параметрам сравнима со стеклом и смальтой керамическая мозаика. Она имеет твердую основу и отличается низким водопоглощением, а также повышенной морозо-, тепло- и химической стойкостью. Может быть глазурованной, иметь на поверхности разводы, вкрапления другого цвета и т.д. Недостаток неглазурованной - пористая структура, а отсюда и все сопутствующие проблемы.

Для производства каменной мозаики используют самые разные породы камня вплоть до оникса и яшмы. Но чаще всего это мрамор. Цвет природного материала неповторим, поэтому воспроизвести однажды полученный узор вторично не удастся. Стандартный размер чипса 1-2 кв. см. Форма элемента может быть разной. Наилучшим образом мозаика выглядит, когда каждый модуль обточен таким образом, чтобы обеспечить максимальное совпадение деталей. Кстати, мрамор - сравнительно мягкий материал, он легко впитывает воду. Поэтому избегайте попадания на его поверхность кислотосодержащих и красящих жидкостей. Из камня выполняют всевозможные виды мозаики: миксы, растяжки, ковры, панно, бордюры и многое другое. Весьма интересной деталью интерьера станет мозаичный ковер, представляющий собой напольную композицию, похожую на привычный тканый ковер. Она может быть украшена цветочным орнаментом или любым рисунком.

К сожалению, палитра натурального камня зачастую не так богата, как хотелось бы. Эту проблему решают за счет использования искусственного гранита. Добавление в его структуру кусочков битого зеркала дает достаточно оригинальный эффект. И если натуральный мрамор, к примеру, использовать для облицовки бассейна нельзя (из-за способности впитывать воду), то искусственный гранит - вполне можно.

Металлическая мозаика появилась не так давно. Модули ее представляют собой штампованные металлические колпачки высотой порядка 4мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали, закрепленные на специальной резиновой подложке, различного размера, формы, цвета, фактуры и покрытия поверхности (полированная, матовая, со всевозможными насечками, покрытая тонким слоем латуни или бронзы). Отметим, что модулями с покрытием отделывают только стены, так как его очень легко повредить. Кроме того, производители не рекомендуют использовать такую мозаику вне отапливаемых помещений. В холод резиновая подложка непременно даст о себе знать.

Следующий вопрос - укладка. Здесь возможны два варианта. В первом картину вы¬кладывают на поверхности и закрепляют в штукатурном слое. Это самая древняя техника, наиболее сложная и трудоемкая. Более прост и эффективен второй способ. При так называемом обратном наборе изображение сначала выкладывают на кальку лицевой стороной вниз (либо наклеивают на специальную бумагу), затем закрепляют с тыльной стороны, после чего тщательно обрабатывают лицевую. Например, каменную мозаику фиксируют с тыльной стороны на специальной сетке.

В зависимости от производителя чипсы могут крепить на этой сетке подвижно или на жесткую основу (с помощью специального клея). Отличие состоит лишь в том, что второй вариант облегчает окончательный монтаж. Собрать панно или ковер из небольших уже готовых фрагментов сможет любой квалифицированный плиточник. После соединения всех элементов их заливают клеем и тщательно шлифуют. В крупных компаниях производство поставлено на поток, выбрать наиболее подходящий рисунок и форму можно по специальным каталогам. Некоторые предоставляют клиенту возможность, так сказать, поучаствовать в процессе. Разумеется, нестандартные варианты дороже. Очень большая редкость - изделия, собранные вручную. Это требует немало времени, однако результат того стоит. Умелые мастера создают настоящие произведения искусства. Эксклюзивное изделие полностью отвечает пожеланиям заказчика.

Наконец о цене. Понятно, что в зависимости от производителя, используемых материалов и сложности работы она может отличаться на порядок. Наиболее дешевая мозаика - стеклян¬ная, в виде разноцветных смесей. Она обойдется примерно в 15-30 долл. за 1 кв. м. Стекло с декоративным эффектом дороже в пять-шесть раз. Камень или металл - до 1000 долл. за 1 кв. м. Ну и вне конкуренции - высокохудожественные работы, которые нередко стоят тысячи (иногда - десятки тысяч) долларов - почти как произведение искусства. Впрочем, альтернативу могут составить менее дорогие декоры и панно, собранные из неколотой мозаики. В любом случае возможность выбора есть всегда. И каждый вполне может подобрать украшение не только по душе, но и по карману!

Обустройство & Ремонт №14(297) 10-16 апреля 2006



 
Москва, ул. Софьи Ковалевской 14а
тел./факс:
+7 (495) 229-41-87
germostroy@rambler.ru

Клеевой отдел: +7 (495) 543-26-65
 
Герметики ·  Мастики ·  Клеи ·  Гидрофобизаторы ·  Очистители ·  ЛКМ ·  Наливные покрытия ·  Утеплители ·  Гидроизоляция ·  Огнебиозащита ·  Пены полиуретановые ·  Инструменты ·  Антикоррозийные покрытия ·  Сухие смеси ·  Составы для бетона

Панельное домостроение ·  Монолитное и кирпичное домостроение ·  Деревянное домостроение ·  Производство стеклопакетов, монтаж окон

Наш информационный партнер - стоительный портал www.stroyka.ru Web-mastering © Почерк.Ru, 2006-2024