Germostroy.ru
Режим работы:
пн-пт : 07:00-16:30
  +7(903)136-66-75
+7(495)229-41-87
+7(495)483-72-94
germostroy@rambler.ru

Есть мнение Огнебиозащита Строительство и пожарная безопасность

Строительство и пожарная безопасность

Строительство и пожарная безопасность

Цель и задачи: обеспечить безопасность или согласовать?

На первый взгляд, такая постановка вопроса выглядит несколько странной, но специалисты в области пожарной безопасности могут подтвердить, что это отнюдь не риторический вопрос. Попробуйте не просто совместить в одном проекте пожелания инвестора с заказчиком, требования всех действующих на сегодняшний день нормативно-правовых документов (в том числе в области пожарной безопасности) и возможности проектировщиков в условиях сложившейся градостроительной ситуации, но и согласовать его. Задача очень непростая, ведь при этом необходимо пройти несколько инстанций, каждая из которых имеет свой взгляд на вопросы обеспечения безопасности, свои мысли и предложения по вопросам проектирования.
Попробуем разобраться, какие преграды необходимо устранять путем изменений на уровне регулирования нормативно-правовых отношений, а какие, искусственно созданные из-за нежелания найти компромисс, путем диалога.

В настоящее время состояние законодательства в области обеспечения пожарной безопасности на объектах градостроительства, связанное в первую очередь с наличием двух федеральных законов (ФЗ от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — ТРПБ [1]) и ФЗ от 30.12.2009 №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — ТРБ [2]), создает ситуацию, при которой не всегда возможно понять, когда необходимо разрабатывать Специальные технические условия (далее СТУ) конкретно на проектирование противо¬пожарной защиты, а когда СТУ для подготовки проектной документации с уче-том ТРБ. Так, например, возникает вопрос: обязательно ли разрабатывать СТУ при наличии в проектной документации отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности (далее нормативные документы)? Если руководствоваться требованиями ст. 6 ТРПБ, то при проведении расчета пожарного риска этого не требуется. Достаточно выполнения в полном объеме требований ТРПБ. Тем более что данные нормативные документы, в соответствии со ст. 2 №184-ФЗ (далее 184-ФЗ [3]), носят рекомендательный характер. А что на практике? На практике складывается совершенно иная картина: вам говорят, что раз вы отступаете от нормативных документов, применяемых для реализации требований ТРПБ, значит, фактически разрабатываете новый нормативный документ, основанный на применении иных документов, используемых для оценки соответствия требова¬ниям ТРПБ (ст. 16 184-ФЗ). При этом настаивают, чтобы вы при проектировании учитывали требования именно данных нормативных документов! Похоже на абсурд, не правда ли? Однако не совсем так. Дело здесь в элементарном несоответствии двух Регламентов о безопасности друг другу. Каждый из них фактически по-своему определяет подходы и способы к обеспечению пожарной безопасности.

Далее, нужно ли разрабатывать СТУ на существующие объекты, в том числе на объекты культурного наследия, являющиеся по большей части уникальны¬ми сооружениями, или достаточно провести только расчет пожарного риска в составе Противопожарных мероприятий проекта? При реконструкции (реставрации) большинства существующих зданий (включая памятники архитектуры) не изменяются проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания (в том числе количество подземных и надземных этажей). Кроме того, многие объекты культурного наследия после окончания работ выполня¬ют в основном функции общественных зданий (музеи, выставочные помещения), иногда — зданий административного назначения. Следовательно, можно сделать вывод, что на все вышеперечисленные сооружения распространяются нормативные требования пожарной безопасности на основе требований ТРПБ, а значит, разработка СТУ не нужна (конечно, если в здании не предусматривается устройство многосветного пространства — атриума). Однако и здесь у каждой из организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности, свой взгляд. МЧС считает, что разрабатывать СТУ необходимо (см. письмо первого заместителя министра МЧС РФ Р.Х. Цаликова от 21.05.2009 № 43-1855-19), Минрегион — что при соблюдении требований ч. 4 ст. 5 ТРП¬Б — не обязательно (см. письмо от 17.03.2011 №5932-ДС/11). Не менее важен в данном контексте и вопрос о необходимости проведения расчетов пожарного риска в составе СТУ. МЧС утверждает, что проведение расчетов, при отсутствии в ТРПБ и нормативных документах требований пожарной безопасности, не требуется (Информационное письмо от 07.07.2011 № 19-2-4-2623 [4]), а Минрегион, на основании ч. 6 ст. 15 ТРБ, требует обязательного их проведения. Как быть? Даже если удастся пройти согласование СТУ в МЧС, как согласовать их в Минрегионе? При этом в данных ведомствах одним из главных требований является неукоснительное соблюдение ТРПБ в СТУ.

Что остается делать инвестору во всех вышеперечисленных случаях: добиваться истины в судебном порядке или идти «накатанным» путем, то есть разрабатывать СТУ и считать пожарные риски? Естественно, любой здравомыслящий человек выберет второе! Тем более что невозможно будет получить разрешение на строительство, не пройдя все инстанции. Быть может, пора, наконец, попробовать договориться и определить общие для всех правила игры? Дело обеспечения безопасности не является исключительно внутриведомственным делом, поэтому данный вопрос требует единого подхода.

Заканчивая разговор об СТУ, хотелось бы кратко остановиться на вопросе их оформления. Если мы говорим, что СТУ — это нормативный документ, содержащий отсутствующие нормативные требования пожарной безопасности на основе требований ТРПБ, применительно к конкретному объекту капитального строительства, то почему в нем содержатся только компенсирующие мероприятия? Что компенсирующие? Ведь они разрабатываются только тогда, когда имеются отступления от чего-либо. В нашем же случае мы имеем дело с абсолютно новым нормативным документом, который и по своей структуре и по сути не должен отличаться от действующих нормативных документов. Не вижу ничего плохого и в том, что в тексте СТУ будут изложены положения действующих нормативных документов, так как это будет только подтверждать преемственность данного документа концептуальным основам российских противопожарных норм. Таким образом, мы можем рассматривать СТУ как действительно нормативный документ, а не как «приложение» к действующим нормативным документам. Да и вес данного документа, как и сам «институт СТУ», в отличие от сегодняшнего, значительно повысится. Следующий после СТУ этап проектирования — это разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. До принятия в 2004 году нового Градостроительного кодекса, в нормативных документах, таких как СНиП 11-01-95 [5], отсутствовали требования к разработке отдельного раздела, содержащего противопожарные мероприятия (далее ППМ), и они были разбросаны по всем разделам проектной документации. Ситуация совершенно ненормальная, ведь пожарная безопасность — это не просто мероприятия, это система, цель которой — и предотвращение пожара, и обеспечение безопасности людей, и защита имущества от огня. Такое положение фактически привело к тому, что был исключен системный подход в вопросах обеспечения пожарной безопасности объекта в целом.

Новый Градостроительный кодекс (далее ГРК [6]), принятый Государственной Думой в 2004 году, несколько изменил ситуацию. В составе проектной документации появился, наконец, раздел «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности», а в 2008 году Положением «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.08 № 87 (далее Постановление [7]), был утвержден и состав как данного раздела, так и всех остальных разделов проекта. Казалось, что многие проблемы решены, но на практике их стало не намного меньше. Почему вдруг в Постановлении «Перечень мероприятий» превратился в «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (далее МОПБ)? Ведь значения этих слов несколько расходятся. Так в Толковом словаре русского языка С. Ожегова слово «перечень» трактуется как перечисление кого-чего-нибудь по порядку, а слово «мероприятия», в том же словаре, — как действия, направленные на осуществление чего-либо. Таким образом, эти два слова и предполагают совершенно разные подходы к построению системы проектирования противопожарной защиты. Перечень подразумевает выдачу конкретных требуемых (или принятых) противопожарных мероприятий на проектирование объекта, охватывающих все разделы проекта, а Мероприятия — это уже фактически самостоятельный раздел проекта. И при этом они (Мероприятия) строго ограничиваются Постановлением, требования которого к составу раздела не совсем понятны, а некоторые просто вызывают недоумение. Так, например, понятие «описание» (системы, принятых решений и т.п.) вопросов не вызывает, а вот что имели в виду разработчики, вводя понятие «обоснование» (в Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова обозначает положение, подкрепленное доказательствами, подтвержденное серьезными доводами), — наличие расчетов или ссылки на нормативные документы? В органах государственного надзора (контроля) под ним (обоснованием) подразумевают наличие расчетов чуть ли не по любому объекту. Непонятно только для чего! Ведь все приведенные в нормативных документах конкретные показатели, такие как расстояние между зданиями, ширина выходов и их высота, ширина лестничных маршей, категории производств и т.п., основаны на результатах научно-исследовательских работ(испытаний и исследований) и на результатах сопоставления с международными и зарубежными стандартами.

Можно понять, когда речь идет об уникальном или об особо опасном и технически сложном объекте, для которого такие расчеты просто жизненно необходимы, так как он является ненормативным. Но для чего проводить расчеты, если на данный объект распространяются требования нормативных документов? Далее. Что подразумевает под собой «обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений», и в каком объеме необходимо обосновывать решения по пределам огнестойкости строительных конструкций? Как определить — будет ли достаточно ссылки на раздел 4 проекта «Конструктивные и объемно-планировочные решения», а также указания пределов огнестойкости строительных конструкций и способов и средств повышения огнестойкости (например, обетонирование или оштукатуривание)? Или все-таки необходимо в составе проекта представить расчет принятых пределов огнестойкости, выполненный с учетом методик, установленных нормативными документами? Никто не против, когда мы имеем дело с конструкциями, отличающимися по форме, материалам и конструктивному исполнению от конструкций, прошедших стандартные огневые испытания, но когда это фактически типовая конструкция!

Аналогичная ситуация и с расчетом категорий по взрывопожарной и пожарной опасности. В Постановлении указано на необходимость представления сведений о категориях, а требуют именно расчеты. Самое интересное, что иногда требуют расчеты на электрощитовые, складские помещения и т.п. в составе общественных зданий, характеристики которых даны в подразделе «Технологические решения», раздел 5 проектной документации. Для объекта производственного назначения или для складского или технического помещения, над которым предусмотрено размещение помещения с массовым пребыванием людей, — это вполне логично, но зачем требовать расчет по любому поводу? Что остается делать инвестору и проектировщику, когда им даже проконсультироваться не с кем, так как ФГУ «Главгосэкспертиза России» своим Распоряжением от 17.02.2009 № 14-р, на основании п. п. 3, 4 и раздела VII «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 №145 [8], запретила консультировать заказчиков и застройщиков по вопросам проектирования и с целью доработки (внесения изменений, дополнений, подготовки дополнительных расчетов и т.д.) проектной документации, в том числе отдельных ее разделов.

Считаю, что к вопросам разработки ППМ необходимо подходить более дифференцированно. Перечень мероприятий достаточно разрабатывать на объекты, проектируемые с учетом действующих нормативно-правовых документов, при этом совершенно ни к чему переписывать основные положения и требования этих документов, повторять всем известные азбучные истины (например, что такое «пожарная безопасность» и т.п.). Он, по своей сути, должен быть предельно сжатым и конкретным документом, охватывающим при этом все разделы проекта. Мероприятия необходимо разрабатывать на уникальные, особо опасные и технически сложные объекты, а также на объекты, в задании на проектирование которых было указано на их разработку. В них и должны присутствовать все необходимые расчеты,если это, опять же, оговорено заданием на проектирование. ~ Разрабатывать новые составы Перечня и Мероприятий нет никакой необходимости, — достаточно взглянуть в ГОСТ 12.1.004-91 [9] и в ТРПБ. Считаю, что такой подход к вопросам разработки ППМ сделал бы процедуру согласования более понятной для всех участников строительного процесса. Так, в чем задача проектирования: в обеспечении безопасности или прохождении согласования? Конечно, обеспечение безопасности будущего объекта, включая пожарную, и для того чтобы такие вопросы ни у кого и никогда не возникали, необходимо, после совершенствования существующей нормативно-правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности (или наведения порядка в сфере нормативно-правового регулирования в области противопожарного нормирования), выработать механизм, определяющий «правила игры» для всех участников строительного процесса (инвестор, заказчик, проектировщик, эксперт, строитель и т.п.) и позволяющий всем четко понимать, «что делать и как быть в любой ситуации».



 
Москва, ул. Софьи Ковалевской 14а
тел./факс:
+7 (495) 229-41-87
germostroy@rambler.ru

Клеевой отдел: +7 (495) 543-26-65
 
Герметики ·  Мастики ·  Клеи ·  Гидрофобизаторы ·  Очистители ·  ЛКМ ·  Наливные покрытия ·  Утеплители ·  Гидроизоляция ·  Огнебиозащита ·  Пены полиуретановые ·  Инструменты ·  Антикоррозийные покрытия ·  Сухие смеси ·  Составы для бетона

Панельное домостроение ·  Монолитное и кирпичное домостроение ·  Деревянное домостроение ·  Производство стеклопакетов, монтаж окон

Наш информационный партнер - стоительный портал www.stroyka.ru Web-mastering © Почерк.Ru, 2006-2024